3ea8a19f     

Рич Валентин - Горе От Ума



Валентин Рич
ГОРЕ ОТ УМА
Не знаем, как в других мирах,- но у нас на Кассиопее главной бедой
цивилизации всегда были преждевременные открытия. Джек Соколиный глаз, впервые
добывший огонь трением, спалил вигвам своего дяди с материнской стороны. Джон
Купферникель, впервые обнаруживший цепную реакцию в уране, разрушил весь свой
город. Но все это были невинные цветочки по сравнению с тем, что натворил
профессор Смит.
Как это чаще всего бывает, сам по себе профессор Смит отличался редким
благородством, добродушием и даже сентиментальностью. Знай он, к чему приведут
его педагогические исследования, такие безвредные на первый взгляд, он сжег бы
свои рукописи по крайней мере на двадцать лет раньше. Но увы, вначале он этого
не знал, а когда узнал - было поздно...
Все началось с методики преподавания. В двух словах, проблема сводилась к
тому, что рост объема знаний стал резко обгонять скорость совершенствования
методов их усвоения. Оно и понятно: накоплением знаний кассиопейцы занимались
всем скопом, а усваивать приходилось индивидуально.
Если на заре цивилизации кассиопеец становился полноценным охотником за
скальпами уже в шестнадцать лет, то, скажем, в миллион тысяча девятьсот
двадцатом году кассиопейцу, прежде чем он мог по всем правилам снять скальп,
надо было десять лет учиться в колледже, да потом еще столько же в
специализированном скальпоснимательном учебном заведении. Так что практически
полжизни он вбирал знания, а уж только потом испускал их с тем или иным
технико-экономическим эффектом.
К моменту, когда Смит получил профессорскую кафедру, это соотношение стало
еще менее благоприятным. Сам Смит, например, получил семиступенчатое
образование: детский сад с математическим уклоном, колледж общего типа,
подготовительный факультет университета, университет, магистратура,
докторантура, краткосрочные (шесть лет) курсы профессоров. И хотя средняя
продолжительность жизни кассиопейца достигла к тому времени ста девяноста трех
лет, профессору Смиту, начавшему испускать знания в возрасте семидесяти трех,
было над чем задуматься.
С детства питая склонность к математике, профессор Смит купил портативную
электронную машину и с ее помощью быстро сосчитал, что примерно через полтора
века кассиопейцу придется расходовать всю свою жизнь на впитывание знаний,
необходимых для поддержания цивилизации на достигнутом уровне. А на испускание
у него не останется ни минуты. Произойдет своего рода короткое замыкание,
результаты которого трудно предусмотреть.
Надо было что-то делать. И притом срочно.
Тогда-то профессор Смит и сделал свое изобретение, напоминающее о себе
кассиопейцам и по сей день...
Выглядело это просто и даже, по мнению некоторых, глупо: диета. До сих пор
не могут разобраться, из чего эта диета состояла, но, по утверждению
большинства участников эксперимента, главным продуктом, который они
потребляли, был пчелиный мед с добавкой небольшого количества муравьиных яиц.
...В положенный срок в семьях участников эксперимента начали рождаться
мальчики и девочки. Примерно до года они ничем особенно не проявляли себя,
если не считать того любопытного факта, что первыми словами этих младенцев
были не "мама" и "папа", а "дважды два четыре" и "сумма квадратов катетов
равна квадрату гипотенузы". Но затем...
Вот зауряднейший протокол, составленный дежурным полицейским сектора
невинного детства в четверг 32 числа десятого месяца 1 202 964 года:
"Задержанный по обвинению в похищении большого синхротрона Академ



Назад