3ea8a19f     

Ревич Всеволод - Есть Мертвые, Которых Надо Убивать



Всеволод РЕВИЧ
ЕСТЬ МЕРТВЫЕ, КОТОРЫХ НАДО УБИВАТЬ
После необыкновенного взлета в 60-70-ых годах отечественная фантастика
впала в раздумье, хотя, казалось бы, именно сейчас, освободившись от цен-
зурного досмотра, ей бы обрести второе дыхание. Но, видимо, существуют не-
познанные законы, управляющие волнами творчества. Нечто подобное происходит
и в нашем кинематографе, и в "большой" литературе.
Но было бы неверно утверждать, что кроме чернухи, отвратившей от себя
и читателей, и зрителей в фантастике 80-90-ых годов нет не только серьез-
ных, но и принципиально новых произведений. Одной из центральных в ней ста-
ла тема альтернативной истории. Нельзя, конечно, сказать, что она возникла
в фантастике только за последнее время. Но раньше авторов интересовала ско-
рее сама возможность этого феномена, нежели его результат. Можно вспомнить
роман Дж.Финнея "Меж двух времен", в котором ЦРУ разрабатывает бескровный
проект ликвидации Фиделя Кастро. Для этого достаточно направить агентов в
начало века, чтобы они помешали встрече его родителей. Что было бы с буду-
щей Кубой в этом случае, автора не занимает. Точно также в давней повести
"Хождение за три мира" А.и С.Абрамовых интересует лишь сам факт существова-
ния параллельных миров, а развивается в них история одинаково. Но сегодняш-
него читателя вряд ли так уж волнует "чистая" фантастика. Он слишком много
пережил за последнее время. Каждый мыслящий человек и без всякой фантастики
хотя бы изредка задавался философскими апориями: а что было бы, если бы Ле-
нин прожил подольше, если бы Орджоникидзе и Куйбышев вместо того, чтобы
стрелять в себя, сначала выстрелили бы в Сталина, если бы бомба появилась у
Сталина или Гитлера раньше, чем у американцев... Нетрудно понять, что это
не просто золотая жила для фантастики, но и появившийся у нее шанс вновь
занять почетное место среди муз. Начнем с уже упомянутого Сергея Абрамова,
у которого можно найти несколько предшественников в западной фантастике,
например, хорошо известного у них и плохо известного у нас Филипа Дика.
Вот ведь как интересно получается. Когда-то ОНИ считались настолько
социально недоразвитыми, что МЫ, вооруженные единственно верным научным ми-
ровоззрением, снисходительно поучали их азам политграмоты. История и в
прошлом, и в будущем должно была развиваться только по установленным нами
законам, а потому шаг вправо - шаг влево расценивался как побег со всеми
вытекающими из него последствиями. Может быть, потому мы высокомерно проиг-
норировали вышедшую еще в 1956 году книгу Филипа Дика "Человек в Высоком
замке", где было сделано предположение: что случилось бы с нашим миром, по-
беди в Второй мировой войне державы оси... Вот-мол до чего буржуй догово-
рился. Такого не могло быть, потому что не могло быть никогда. Но если бы
мы умели или осмеливались думать чуточку пошире, то могли бы разглядеть,
что - даже с тогдашних позиций - книга Дика проникнута подлинной ненавистью
к фашизму, а нашествие новоявленных гуннов расценивается в ней как глобаль-
ная катастрофа.
... После окончания войны прошло лет пятнадцать. К этому времени гит-
леровцы уже решили проблему евреев, цыган и других "бродячих" народов. Лик-
видацию африканских негров они заканчивают , хотя и сами не понимают, зачем
это делают. США стали протекторатом Германии и Японии. Россия еле дышит за
Уралом, Украиной распоряжаются немецкие фермеры... Такова исходная картина
мира по Ф.Дику.
Единственно серьезный упрек, который мы имели бы прав



Назад